Суббота, 18.05.2024, 13:08Приветствую Вас Гость

Котельников П.П.

Стр 6

КАТЕРЛЕЗ

Сейчас на месте того монастыря пустырь находится. А было время, и местность оглашался колокольным звоном, призывающим к молитве не только монашескую братию, но и верующих, проживающих в селе того же названия.
Недалеко от города Керчи, у села Войково, прежде Катерлезом называвшемся, в каменистой местности в XIX веке возник монастырь во имя святого Георгия. Сохранилось предание, что местный пастух каждые утро и вечер поднимался на гору для молитвы. Однажды утром, 23 апреля, он увидел молодого воина верхом на белом коне. Через год видение повторилось. На третий год пастух поднялся на гору в сопровождении толпы старцев. Они увидели юношу, который в этот раз стоял на большом камне, рядом со своим конем. На камне остались отпечатки ног святого и конских копыт.
Для тех, кто забыл, сообщаем, что святой Георгий родился в Каппадокии, в Малой Азии. Его отец был христианином и принял мученическую смерть за веру. Георгий поступил на службу воином. Он совершил много подвигов. Один из них – победа над страшным змеем. Легенда повествует, что возле одного языческого города в Ливане поселился в болоте дракон, пожиравший молодых девушек. Дошла очередь и до дочери правителя этого города. Когда девушка стояла на берегу, ожидая смерти, появился на белом коне святой Георгий. Увидев змея, он устремился к нему и поразил чудовище в шею, по другой версии, обессилевший змей упал к ногам святого, и девица привела его в город на поводке, как пса. Горожане, узнав о подвиге Георгия и послушав его проповеди, приняли христианство и построили храм во имя Христа Спасителя.
За то, что Георгий прославлял Христа, ему отрубили голову.
Казнь великомученика произошла 23 апреля 303 года. В этот день ~ по новому стилю 6 мая – во всех церквах славят этого святого.
Появление образа святого Георгия вблизи Керчи в день 23 апреля было правильно истолковано: быть тут монастырю его имени.
 
Не всем являются святые,
Лишь тем, кто видит мир иным,
Предвидит времена лихие,
Огонь, разруху, пепел, дым…
Где нужно основать обитель,
Откуда к Богу глас идет.
Их избирает сам спаситель,
По жизни праведной ведет.

Святого Георгия часто изображают на коне, копьем поражающего дракона. Под драконом чаще ассоциируется дьявол.
На Руси Георгий Победоносец стал одним из наиболее почитаемых святых. Крымские татары тоже чтили святого Георгия, они называли его Катерлезом, что в переводе означает «всадник на коне». Гора святого Георгия под Керчью стала особо почитаемой в народе. Здесь построили башенку, которую посещали богомольцы. Раз в году, 23 апреля, из церкви Иоанна Предтечи к горе совершался крестный ход с иконой великомученика Георгия.
Эта икона, по преданию, была также обнаружена на горе после встречи со святым Георгием и доставлена в церковь Иоанна Предтечи в Керчи. Однако на следующий день она исчезла из храма и снова явилась на Святой горе.
Задуматься сразу нужно было, почему знак свыше указывал на местность эту.
Именно здесь начал проповедовать апостол Андрей Первозванный, отсюда началось распространение христианства по Крыму, здесь были построены первые храмы. Поэтому основание монастыря должно было означать преемственность христианских традиций с древнейших времен.
Разрешение Святейшего Синода об открытии в Керчи заштатной общежительной киновии было получено 12 января 1859 года. Монастырь не получал денежной помощи от государства и должен был содержаться на собственные средства. Монастырь получил в пользование 21 десятину земли, пожертвованную керченским градоначальником и местным помещиком Константином Анатольевичем Хамарито. Но большая часть земли была непригодна для сельскохозяйственной обработки. Поэтому доходы монастыря состояли из пожертвований, платы за обряды, кружечных сборов и процентов от банковского капитала, основная часть которого была пожертвована архиепископом Иннокентием при образовании Катерлезской киновии.
Братия монастыря была малочисленна. Постепенно число монахов возросло, в 1894 году здесь проживало 24 насельника. Монастырская церковь стала мала, поэтому решено было строить новый зимний храм. Его освятили в 1898 году во имя святых Антония и Феодосия, угодников Печерских. Здесь хранились мощи восьми святых Православной Церкви: святого апостола Андрея Первозванного, святого Анфима, святого великомученика Пантелеймона, святого Павла Патриарха, святого Космы бессребреника, святых мучеников Христофора, Хрисанфа и Фотинии.
К сожалению, внутренняя жизнь Катерлезской обители складывалась не всегда по Божьим законам, нарушался монастырский устав. Таврическая духовная консистория не один раз разбирала жалобы монахов, стараясь навести в обители порядок. Но мир и спокойствие в монастыре так и не наступили, поэтому в 1900 году епархиальное начальство решило преобразовать мужской монастырь в женский.
Первой настоятельницей Катерлезского женского монастыря стала игуменья Леонида. Прежде она была монахиней Московского Страстного монастыря. Вначале, несмотря на небольшое число монахинь, жизнь в обители стала налаживаться. Но с появлением послушницы Евдокии все изменилось. Настоятельница Леонида часто болела, поэтому Евдокия занялась ведением хозяйства в монастыре. Она по-разному относилась к монахиням: поддерживала одних и притесняла других, что приводило к ссорам. Инокини не утруждали себя работой, основным источником доходов в монастыре становится сбор пожертвований. Духовная консистория решила сменить руководство, новой игуменьей назначили монахиню Ксению, а казначейшей послушницу Клеопатру. Новым благочинным монастыря стала настоятельница Топловской обители Параскева, Из обители пришлось удалить особенно активных нарушительниц спокойствия, и постепенно здесь воцарились мир и взаимное уважение. Это подняло авторитет обители среди местного населения, увеличилось число богомольцев.
Тревожные годы революции и гражданской войны мало изменили жизнь монастыря. Но после установления Советской власти у женской обители начались проблемы, Катерлезский монастырь стал первым монастырем в Крыму, прекратившим свое существование.
В 1921 году Керченский уездный совет принял решение о закрытии монастыря и создании на его территории трудовой колонии. Часть монахинь, желающих сохранить постриг, переехали в Космо-Дамиановскую киновию, остальные остались в своей обители, но вынуждены были подписать документ об отказе от монастырского послушания. Они работали в саду и на виноградниках, разводили животных.
На территории монастыря был открыт детский дом. Верующие поселка Катерлез просили передать им церковь святого Георгия в безвозмездное пользование. Но Крымский ЦИК отказал, мотивируя тем, что действующая церковь не может находиться рядом с детским учреждением. В 1924 году Керченский райисполком и вовсе решил ликвидировать и детский дом, и церковь.
Все здания были разобраны на стройматериалы. Так погибли Катерлезский монастырь и церковь святого Георгия. И этого показалось мало. Узнали, что люди ходят молиться к камню, на котором когда-то Георгий-Победоносец показался, приказали камень тот убрать, долго камень не поддавался. Применили взрывчатку. От нескольких взрывов он разлетелся на куски, но часть камня с отпечатком копыта осталась.
До настоящего времени в народе сохранилась память об этом святом месте. Память о прошлом сама по себе умирает, если событие было незначительным, хотя и производило на людей впечатление своей необычностью. А бывает и так, что память уничтожают насильственно, и тогда обязательно рождается легенда. Что делать?
 
Что делать, коль память вредна?
Явилась та память от Бога.
Стереть невозможно – она не видна,
К тому же хранится у многих.
Разрушены стены – не видно следа,
Нельзя разобрать – подорвали!
Над памятью нашей нависла беда,
А вытравить – средства не знали…
ДЛИННАЯ КРЕПОСТЬ

Мыс Казантип сам по себе чрезвычайно живописен. От него в обе стороны: и в направлении Арабатского залива, и в сторону Казантипского залива – на многие километры протянулись идеально истые полосы светло-желтого пляжа. Сам мыс имеет овальную форму. В древности местность тут был схожа с современными коралловыми атоллами тропических морей. И теперь очень хорошо видна кольцеобразная форма древнего атолла и плоское дно лагуны. Благодаря такой форме мыс получил название Казантип, что в переводе с татарского значит «дно котла».
Когда вы посетите мыс Казантип, что на побережье Азовского моря находится, обратите внимание на каменное ложе, очень длинное. Это все, что осталось от длинной крепости, построенной в давние времена купцом, носившем странную кличку – «Золотой слон». Правда, сначала его звали за глаза только Слоном, а потом, когда узнали, что он безмерно богат, появилась приставка «Золотой». Действительно, что-то слоновье в приехавшем купце отчетливо проглядывало. Был он велик в размерах, особенно в ширину. Руки, ноги толстые – слоноподобные. К тому же и нос был слишком длинен, постоянно к чему-то принюхивающийся. Появился он в краях наших как-то внезапно, ну, словно на голову с неба свалился. Хоть и купцом назвался он, но никто не видел, чтобы он что-то покупал или что-то продавал. Только ходил, приглядывался и принюхивался. Эта часть Крыма, где Казантип находится, всегда славилась своей пшеницей. В урожайные годы, а здесь они редкими не бывали, вывозили пшеницу и за пределы Крыма. Купцы постоянно приезжали сюда, уж больно хороша была пшеница, золотом отсвечивающая. Долго присматривался ко всему Золотой слон. Потом выбрал участок земли великий, но совсем для земледелия непригодный. Люди спрашивали его:
– Зачем тебе бросовая земля?
Отвечал: – Дом себе строить буду.
Действительно, нанял он тысячу крепких мужчин, чтобы камень выпиливали в каменоломнях, тысячу людей, чтобы доставляли его к месту стройки, и тысячу, которые стали стены возводить.
– Зачем тебе такой большой дом? – спрашивали.
Отвечал: – Люблю простор, да и товарам место надо.
Люди увидели, что стены дома невероятно толстыми делали, узкие бойницы сооружая, спрашивали Золотого Слона.
Зачем ты крепость строишь?
Отвечал: – Люблю спокойно спать.
Три года возводилась длинная крепость, наконец, строительство закончилось. Слон поселился в ней, наняв стражу себе большую – ну, настоящих головорезов! Удивлялись: «Где он только находил таких?»
Стал Золотой слон пшеницу у людей скупать. Мало платил, но люди продавали – сами далеко вывозить не могли. Обманывал, обвешивал. За пучок вяленой рыбы мешок пшеницы брал. Люди недовольными были, но терпели. Народ у нас такой – терпеливый слишком.
Люди дивились тому, что Слон никуда зерно не вывозил, только просушивал и складировал. Крепость длинной была, много зерна в ней накопилось за долгие годы. Как-то появился на короткое время незнакомец, проездом с дальнего Севера человек тот был. Глазами зоркими обладал. Сказал купцу просто:
– Дурное дело ты замыслил!
– А я ни у кого насильно зерно не беру! Деньги плачу! Никого не обижаю…
– Ну, смотри, смотри, чтобы не просчитался? – сказал перед отъездом человек с Севера.
Время шло. Долго, терпеливо ждал чего-то Золотой Слон. И поняли люди замысел купца, когда голодный год наступил. Думали люди, что поможет Золотой Слон в беде, не откажет им в куске хлеба.
Здорово ошибались люди, надеясь на милосердие купца. Такую цену заломил за пшеницу Слон, золотой по цене стала.
Первыми покупателями стали горожане. Оно и понятно, горожане одним днем живут, запасов не делают. Потому первыми голод и почувствовали. Ругали, проклинали купца, а золото несли. Деньги иссякли, ценные вещи понесли… Наступила очередь и селян. Но откуда золото у крестьянина? Какими ценностями обладает? Он живет по расчету от урожая и рассчитывает на урожай. Надежды на Бога, да погоду. Погода оказалась злой, нещадно выпалило солнце посевы пшеницы, над землей соломы не видно… Что делать? Пошли к Слону. Просили хлеба под урожай следующего года. Да разве сквалыгу можно упросить? Падали в ноги Слону, умоляли. Но легче камень заставить плакать, чем разжалобить купца.
– Не для того я хлеб собирал, чтобы им разбрасываться! – говорил Слон.
Люди траву стали есть, пухли от голода, и умирать стали. Умирали возле длинной крепости, за стенами которой горы хлеба лежали. Этим хлебом можно было весь Крым накормить…
Покорно принимали люди смерть свою, обессиленные с распухшими ногами и животами, истощенные, с выпирающими ребрами и обострившимися скулами.…
Как-то на Казантипе опять человек тот, с Севера, появился. Увидел, что творится, пожал плечами и говорит:
– Эх вы, горемычные, хлеб свой отдали, а теперь просите, умоляете! Неужели вы так и не поняли замысла Золотого слона? Не поняли, для чего он хлеб собирал? Надеетесь, что божья искра жалости загорится в нем? Да разве купец Богу служит? Не даст он хлеба, и корки сухой не ждите от него. Вас много, а он один! Берите хлеб силой, пока она еще есть у вас! Вы хлеб этот потом своим поливали! Греха перед Богом не будет!
Послушались приезжего люди, огромной толпой кинулись к длинной крепости. Не устояли и толстые стены перед голыми руками людей, рухнули. Испуганная стража, побросав оружие, бежала! Испугался народного гнева Золотой Слон, заметался в поисках спасения… Где спрятаться такому большому? Зарылся с головой в пшеницу. Из вороха ее извлекли уже мертвого купца. Полон рот был у него зерна, и в носу зерно оказалось. Вдоволь наелся пшеницы.
Когда вы посетите мыс Казантип, что на побережье Азовского моря находится, обратите внимание на каменное ложе, очень длинное. Вот это все, что осталось от длинной крепости.
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0