Суббота, 18.05.2024, 14:51Приветствую Вас Гость

Котельников П.П.

Стр 4

АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ НА БОСПОРЕ

На небольшой площади города Керчи, на месте пересечения улиц Шлагбаумской и Пирогова, там, где в царские времена находился въезд в город и стояли служилые люди, поднимающие и опускающие шлагбаум, стоит часовня, воздвигнутая, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, Блаженнейшего Митрополита Киевского Владимира и Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря в честь святого Андрея Первозванного в память о посещении им с апостольской проповедью в I веке по Р.Х. керченской земли.
Андрей был родным братом апостола Петра, он, как и Пётр, родился в Вифсаиде, городе на северном берегу Генисаретского озера.
Ещё в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. Сохраняя целомудрие, он отказался вступить в брак. Услышав о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и призывает к покаянию, Андрей оставил всё и отправился к нему. Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя.
Андрей впервые увидел Спасителя, когда святой Предтеча указал на идущего Иисуса Христа и произнёс: «Вот Агнец Божий». Услышав это, Андрей оставил Крестителя и последовал за Христом, став первым учеником Христа, и получив поэтому приставку к имени своему – «Первозванный».
Потом Андрей нашёл своего брата Симона Петра и тоже привёл его к Иисусу.
Правда, апостол Матфей, повествуя о встрече Спасителя с братьями, говорит следующее:
«Андрей и его брат Симон были галилейскими рыбарями, родившимися и росшими в Вифсаиде, отца их звали Ионою. Повзрослев, братья перебрались в Капернаум, где обзавелись собственным домом и продолжали заниматься рыбной ловлей».
И тот же апостол Матфей повествует о том, как Спаситель встретил Андрея и его брата Симона Петра на берегу Генисаретского озера, где братья ловили рыбу, забрасывая сети в воду. Иисус обратился к ним со словами: «Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». И они последовали за ним, оставив свои сети.
Немного слов посвящено в писании апостолу Андрею.
В Евангелии от Иоанна сказано о том, что во время чуда умножения хлебов Андрей указал на мальчика, имевшего «пять хлебов ячменных и две рыбки. Он же показал Спасителя язычникам, пришедшим в Иерусалим для поклонения истинному Богу.
По свидетельству евангелиста Марка, святой Андрей был одним из четырёх учеников Иисуса, которым Он на горе Елеонской открыл судьбы мира.
До последнего дня земного пути Спасителя следовал за ним его Первозванный апостол. После крестной гибели Го?спода святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. В день Пятидесятницы (то есть через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса) в Иерусалиме произошло чудо сошествия Святого Духа в виде огненных языков на апостолов. Так, вдохновляемые Духом Божиим, апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность говорить на разных наречиях о великих делах Господа.
Ученики Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников к Христу. Святому Андрею выпали по жребию обширные земли Вифинии и Пропонтиды, Фракии и Македонии, простирающиеся до Чёрного моря и Дуная, кроме того, земли Скифии и Фессалии, Эллады, и города многие. Святой Андрей прошёл эти города и страны, неся язычникам евангельскую проповедь. Первым поприщем его апостольского служения стало побережье Чёрного моря, которое в те времена называли «Эвксинским Понтом» («Гостеприимным морем»).
В 65 г. по Р.Х. апостол Андрей достиг Боспора, города, который теперь носит название Керчь. Первые проповеди о Христе апостол вел там, где всегда наблюдалось скопление народа, на площади, где находится церковь «Иоанна Предтечи». Боспоряне оказались благодарными слушателями и учениками, что дало ему возможность создать здесь первую в Восточной Европе христианскую общину. Кстати, христианская община, созданная святым апостолом Андреем в Боспоре, несмотря на необычайно большое количество войн на территории этого уголка земли, дожила до нашего времени. Она действовала здесь всегда: под властью свирепых гуннов-язычников, готов, хазар, монголов, ордынцев и турок.
Из Боспора Андрей прибыл в Феодосию, как говорится в деяниях апостола, город многолюдный и образованный. Царем здесь был Савромат. Зерна христианского учения не нашли почвы, готовой их принять – уверовали здесь немногие. Оставив их, апостол отправился в Херсонес. Жители этого города оказались народом коварным, тугим на веру и поддающимся влечению всякого ветра. Андрей, пробыв у них довольно дней, воротился в Боспор и, нашедши корабль херсонский, переплыл в Синоп».
В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям проповедь о Спасителе.
Далее Первозванный прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород. Отсюда апостол прошел через земли варягов в Рим, для проповеди, и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем могучем Константинополе, основал христианскую Церковь. Имя святого апостола Андрея связывает мать – Церковь Константинопольскую с ее дочерью – Русской Церковью.
На своем пути Андрей Первозванный претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. Последним городом, куда пришел Первозванный, был город Патры а Греции. Было апостолу в то время 95 лет земной жизни.
Многие чудеса Господь явил через ученика своего в городе Патры. Недужные исцелялись, слепые прозревали. По молитве апостола, выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат Стратоклий. Совершённые апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почти всех граждан города Патры. Немного оставалось язычников в Патрах, и среди них был правитель города Эгеат. Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами Благовестия. Но даже чудеса апостола не вразумляли Эгеата. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Разгневанный Эгеат приказал распять апостола, приказав не прибивать руки и ноги святого, а привязать их к кресту. Крест тот по форме напоминал букву Х. Крест такой формы носит название Андреевского.
Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: «Господи, Иисусе Христе, прими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу. Максимилла, жена правителя, сняла с креста тело Апостола и с честью погребла его.
Вывод напрашивается один, самым подготовленным к восприятию учения Христа оказались жители Боспора. Таким образом, христианскую общину апостолу Андрею удалось создать только в Боспоре (нынешней Керчи). Более того, Керчь является единственным городом в Восточной Европе, который сохранился со времен апостола Андрея Первозванного до настоящего времени.
Несколько столетий спустя, при императоре Константине Великом, мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла – апостола Тимофея. СТАРЫЙ ХРАМ

У подножия горы, носящей имя понтийского царя Митридата, стоял во времена давние храм Аполлона, покровителя города Пантикапея. Шесть белоснежных колонн венчала крыша храма. В стороне от него стоял не менее богатый храм Афродиты-обманщицы, которую чтили на Боспоре не меньше, чем Аполлона. И значительно позднее, напротив этих двух языческих храмов построили скромную церковь, носящую название храма Иоанна Предтечи. Время шло, время галопом мчалось, время медленно тащилось, теряя по пути то, что люди памятью называют. Исчезли гордые, богатые языческие храмы, жители города даже не знают тех мест, где они когда-то красовались. А вот скромная церковь сохранилась.
От тяжести времени человек горбится, на палочку опираться начинает. Храм Христианский, переживший более десятка столетий, здорово постарел, в землю погрузился, налетом времен покрылся, роспись стен его скрыла известь. Но стоит еще крепко на ногах он, один из древнейших христианских храмов.
Город Керчь, прежний Пантикапей, прежний Боспор, и много еще имен поменявший, вверх этажами зданий поднялся, вытянулся вдоль пролива змеей, переваривающей пищу, и храм древний решил тряхнуть стариной. Мелодичным звоном своих колоколов, как и в древние времена, призывает он мирян к молитве, как бы возвещая миру о том, что жив он еще и будет долго еще жить, пока будет жива христианская вера. Раскрывают объятия двери храма, приглашают поклониться иконе, которая пришла к нам от тех времен, когда здесь пантикапейский епископ служил.
Все бы ничего, да забыли люди о тех, кто тот храм своими руками возводил. Легенда возрождает для нас те далекие времена.
Первое богослужение в храме происходило в ночь под великий праздник, и стояли у амвона двенадцать братьев, по числу учеников Иисуса Христа; статные красавцы, сильные, ловкие, ликом смуглые, с белокурыми кудрями, душами светлыми и чистыми. Только не было с ними сестры младшей, которую мать просила сыновей беречь. Не выполнили они этого обещания – не уберегли.
Второе обещание – построить церковь в честь Иоанна Крестителя, они выполнили.
Все, приходящие в храм, знали, что руками этих братьев воздвигнуты стены церкви, когда они обещали в день кончины матери церковь Иоанна Предтечи построить.
И епископ, ведя служение в храме, не забыл помянуть имя матери братьев, говоря:
– Помяни, Господи, душу её в царстве света твоем.
Не забыл старый священнослужитель и прочитать трижды святую молитву о той, чей жалобный стон доносился от окна алтарной обсиды.
Зимние месяцы в Керчи добротой погоды своей не славятся. Стоны мятущейся грешной души за окном сливались с визгливым голосом ветра и грохотом волн, которые шторм обрушивал на берег. Поеживались в смятении душевном прихожане в такие минуты, слыша изливающую в тоске великой жалобы душу грешницы
Хмурились лица братьев, горькие складки появлялись у уголков рта, ибо они видели в порывах ветра студеного, врывающегося в храм божий, в виде легкого тумана, образ сестры, протягивающей к ним свои руки. У порога храма стояло видение, не смея шагнуть вглубь его. Дымок курящегося ладана изгонял ее. Колебалось видение, меняя форму. Но проходило время, и вновь образ сестры появлялся, и снова протягивал руки.
Братья склонялись в глубоких поклонах, осеняя себя широким крестом, чтобы отогнать видение грешницы и облегчить сердце свое.
Облегчить временно душу можно, но вот изгнать из памяти прошлое не удавалось. Да и как это можно было сделать, если о нем постоянно напоминал поднятый над Пантикапеем крест. Поклялись они, что пока не воздвигнут храм, забыть про радости жизни.
Годы ушли на то, чтобы воздвигнуть стены храма. Жилище Бога без веры не построить. Камень к камню надо приложить, чтобы щелочки не было. Строится храм не на годы, а на века. С именем Христа братья приближались к поставленной цели. Но забыли, что и дьявол не дремлет. И, если братья сами были неуязвимы для него, то этого нельзя было сказать о сестре. Пока она была девочкой, мысли ее были заняты братьями. Следовало постирать и заштопать одежду, приготовить пищу и отнести ее работающим на строительстве храма братьям. Она же омывала и перевязывала им раны, полученные случайно. Но время подростковое ушло, и, наверное, братья упустили за работой тот момент, когда их сестра превратилась в красивую девушку. А раз это случилось, то найдется и тот, кто попытается соблазнить ее.
На Митридатовой горе жил старый жрец, служивший Аполлону, а у него был сын, служивший начальником Горной части. Жрец люто ненавидел христиан, считая их виновниками оскудения храмовой казны. Сын не разделял чувств отца, он просто презирал веру, которая так резко ограничивала телесные чувственные блага во имя «спасения» невидимой души.
Он был очень красив, точно сам Аполлон вдохнул в него большую часть своей красоты, смелый взор его проникал в сердце женщин.
Возможно, что братья, реально оценивая чары сына жреца, надеялись на защиту Бога, которого они так почитали.
Чем более приближалась работа к завершению, тем радостнее становилось на душе у братьев. Вот только печалила их тень скорби на лице сестры, считали, что вызвана она грустью по матери. Ведь им самим постоянно не хватало материнской заботы
Так далеки были их предположения от истины.
А все произошло в одну из августовских ночей, когда вода пролива вспыхивает мириадами точечных огней, только пошевели ее. Девушка сидела на камушке у берега моря, запрокинув голову, искала на темном покрывале ночи любимую звезду матери.
– Где ты сейчас мама, видишь ли ты меня? – сказала она с глубоким вздохом.
И отшатнулась в испуге, когда на ее плечо опустилась чья-то рука
Она не заметила, когда неслышно подкравшись, за ее спиной оказался начальник горной стражи.
Ночь была недостаточно светлой, чтобы разглядеть незнакомца, но она видела очертания его длинных кудрей, кольцами падавшими на его плечи, и слышала прерывистое дыхание его
– Кто ты, и зачем ты здесь, – спросила она.
Незнакомец не ответил на ее вопрос, но его руки пытались обнять ее
– Уйди, я чужая тебе. – девушка резко вырвалась из его объятий и торопливо ушла. Незнакомец не стал преследовать ее. Он только сказал:
– Чтобы ты не делала, все равно ты будешь моя!
Эти властно сказанные слова весь путь до самого дома преследовали ее, Она кипела от негодования, вспоминая их.
Братьям она ничего не сказала о происшедшем, но перестала ходить на берег моря, глее прежде проводила летние вечера.
Время шло, а эта случайная встреча из памяти ее уходить никак не хотела.
Ей казалось, что это происходит потому, что ее так задели властно сказанные слова: – Ты будешь моя!
Но с этими словами никак не вязались ни его прикосновение, ни его поведение. Что могло ему помешать овладеть ею насильно?
Она ловила себя на мысли о том, что появляется и с каждым днем становится сильнее желание еще раз увидеть его.
«Но это невозможно,- думала она, – после того, как я сама оттолкнула его. И опять же, она не вещь, чтобы кому-то так просто принадлежать!
От таких мыслей ей становилось слишком грустно.
Братья, не знавшие истинной причины печали сестры, говорили:
– Оставь свою печаль, скоро поднимем крест над храмом Божьим, и возрадуется светлый дух матери на небесах
От этих слов ещё тяжелей становилось на душе девушки. Не было с ней той, кому бы она все поведала, кто мог бы утешить ее и дать совет. Братья любят ее, но они мужчины. Душу женщины им не понять.
Оставаясь в своей светелке, одна она предавалась мечтам, а в них всегда находилось место незнакомцу. Во сне чернокудрый юноша опять обнимал её, и душа ее замирала в истоме, поцелуи его жгли ее губы. Он становился частью ее самой, и она понимала, что жизнь без него будет в тягость. Теперь она не спешила к братьям, позабыла для них слово ласки. И раз случилось так, что она совсем не пришла.
Братья долго ждали, правда, не оставляя работу. Приближался вечер, удивление перешло в озабоченность:
– Что могло помешать ей?
Спустились сумерки, братья поспешили домой. Первые звездочки появились на небе, когда они подходили к дому.
– Отчего не пришла накормить нас? – спросил старший брат, увидев сестру на пороге. Молчала девушка, на лице маска страдания
– Отчего не пришла? Повторил вопрос старший брат
Хотела сестра ответить, но все слова почему-то застряли в горле, губы беззвучно шевелились.
В глубине сада что-то звякнуло. Все взгляды потянулись туда. Стройный юноша с кольцами чёрных волос метнулся за ствол платана. Но братья его успели заметить. Из всех глоток одновременно выплеснулось:
– Сын жреца!
Старший брат накинулся на девушку:
– Говори, это он? На него променяла ты веру?
Сестра пыталась сказать ему, что она не знает этого юношу. Что честь свою она сохранила… Слабость охватила все члены ее, и она упала у ног брата.
Взмахом ноги тот откинул её далеко за порог.
Через несколько дней на площади перед церковью собралась толпа христиан. Над храмом подняли крест. Торжественно зазвучала молитва «Отче наш». Напротив, у храма Аполлона стояли язычники, но не было среди них сына жреца. Он навсегда ушёл из города.
А вечером от залива потянулся густой белый туман, в глубине его были слышны вскрики, такие, какие может издавать женщина, горюя. Но никто не связал их с душою ушедшей в иной мир сестры двенадцати братьев. И братья словом о сестре не обмолвились. Только старший сказал:
– Слышите, в море чайка кричит!
Между тем внезапно налетевший ветер туман развеял.
А может быть, то не туман был, а душа умершей прилетала?
И когда под великий праздник в храме служил впервые епископ, душа, завернутая, как в саван, клочьями тумана, носилась вокруг церкви пытаясь проникнуть в нее. Видели некоторые, как из тумана тянулись девичьи руки. Тень носилась в вихре урагана вокруг храма.
Прошло немного времени после того, и на город напал отряд варваров.
Пантикапейцы храбро защищали свой город, и немало юношей погибло у его стен. Погибли и двенадцать братьев – строителей.
Их похоронили в общей могиле у храма и на память векам прикрыли могилу плитой.
– Мир им! – возгласил священник
Но мир не сошёл на могилу. В ночь под великий праздник всякий раз прилетает туда тень сестры, белым колеблющимся светом приникает к изголовью могилы, которая уже не видна людям, и тогда плачет кто-то в церковной ограде голосом самой безысходной тоски.
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0